Власти Удмуртии готовят одну из самых масштабных контрреформ, которая может навсегда изменить политический ландшафт республики

#1
Александр Бречалов намерен уничтожить 300 муниципалитетов: с карты «исчезнут» Можга и Камбарка.

#КомандаУдмуртии в ближайшие годы планирует ликвидировать 304 муниципалитета, оставив на административной карте республики всего 29 территорий – четыре города и 25 объединенных муниципальных округов. Руководители и депутаты поселений в приватных беседах называют этот замысел катастрофой, однако публично осуждать действия резиденции пока рискуют лишь единицы.

Административная карта Удмуртии сегодня.jpg

Так выглядит административная карта Удмуртии сегодня.

 вариант административной реформы (2020 год)...jpg

Промежуточный вариант административной реформы (2020 год).

Планируемый результат (2021-2022 год).jpg

Планируемый результат (2021-2022 год).

Назад в 90-е

По мнению политолога и социолога Павла Заболотских, грядущая реформа намного глубже и масштабнее простого укрупнения районов.
«Будет изменена вся система самоуправления в республике. По факту это контрреформа, которая обнулит все положения принятого в начале нулевых закона о местном самоуправлении, это возврат в прежнюю систему, существовавшую в 90-е годы», – считает политолог.

По его словам, одной из причин реформы могло стать появление реальных органов местного самоуправления на поселенческом уровне, что не раз доставляло головную боль республике.

«Для резиденции проще иметь дело с парой десятков крупных муниципалитетов, чем с сотнями муниципальных образований», – уверен Заболотских.
Его мнение разделяют собеседники в районах, которые согласились дать комментарий на условиях анонимности.

«Бречалов просто выстраивает прочную вертикаль, и чем меньше в этой конструкции деталей, тем устойчивее она будет. Ведь что такое 330 муниципалитетов? Это триста мнений, которые не всегда совпадают с ним. Такой расклад его откровенно не устраивает, он хочет единолично распоряжаться всей республикой, со временем это может скатиться в откровенное самодурство», – поделился с нашим изданием один из районных депутатов.

Первая тройка

Укрупнение в муниципальные округа власти планируют начать с Камбарского, Можгинского и Балезинского районов. Эти территории сегодня имеют разный статус: Можга – город, Камбарка – городское поселение, Балезино – поселок. По всей видимости, резиденция намерена экспериментально опробовать сразу все форматы слияния.

К слову, есть и то, что их объединяет. Например, Можгу и Балезинский район сегодня возглавляют бывшие начальники удмуртских объектов по уничтожению химоружия – Михаил Трофимов и Юрий Новойдарский. По мнению наблюдателей, ставка Бречалова на военные кадры могла иметь простой расчет – от политиков они всегда отличались дисциплиной.

«То, что еще пару лет назад выглядело конспирологией, сегодня становится вполне реальным сценарием, – рассказывает лидер коммунистов в гордуме Можги Юрий Балахонцев. – У нас в субботу ожидается приезд Бречалова на День города, у многих приподнятое настроение, но радоваться тут нечему – возможно, это последний День города. Республика всерьез планирует расформировать городское самоуправление и объединить его с районом в единый Можгинский округ. Случись это, Можга крепко потеряет в статусе, а деревни лишатся денег».

Какая экономия?

На республиканском уровне пессимизм на местах считают избыточным. По мнению удмуртских властей, сокращение муниципалитетов позволит хорошенько сэкономить: и на выборах, и на оптимизации аппарата. Эту точку зрения открыто отстаивают и спикер Госсовета Удмуртии Алексей Прасолов, и ответственный за внутреннюю политику руководитель администрации главы и правительства Сергей Смирнов.

«Значительная часть сельских поселений по сути живет за счет вышестоящих бюджетов, у многих больше половины казны уходит на содержание управленческого аппарата», – заявлял председатель Госсовета Прасолов на июньском совещании законодателей Приволжья.

«Здесь Алексей Михайлович, мягко говоря, лукавит, – комментирует Павел Заболотских. – Потому что можно оставить поселениям уровень доходов в размере 40 тысяч рублей, а потом упрекать главу, что его зарплата в 25 тысяч съедает бюджет».

«Да какая, к черту, там экономия!? – возмущается собеседник из Балезинского района, попросивший не указывать его фамилии. – Вы подсчитайте, сколько денег уйдет у муниципалитетов на простое переоформление бумаг, на пошлины, сколько правок нужно внести, начиная от районного устава и заканчивая вывеской в детском садике. А проезд в райцентр за каждой бумажкой во сколько селянам встанет? Им что, Бречалов каждому проездной купит?».

Политолог Павел Заболотских акцентирует внимание также и на сокращающейся ресурсной базе местного самоуправления. «По данным налоговой, сегодня доля поступлений в бюджеты муниципальных образований от общего объема налогов по Удмуртии составляет всего 4%, – приводит статистику политэксперт. – При этом долги по налогам, которые должны идти в муниципалитет, по ряду территорий равны годовому бюджету. После этого хочется обратиться к депутатам Госсовета Удмуртии: оставьте 10% налогов на муниципальном уровне и через 5 лет вы не узнаете республику!».

Угробят деревни

Узнает ли Госсовет республику через пять лет – вопрос следующего созыва. Но некоторые последствия готовящейся реформы можно определить уже сегодня. Опрошенные собеседники едины во мнении, что больнее всего укрупнение районов ударит по деревням.

«Полномочия местного самоуправления достаточно широкие, их можно качественно использовать для развития поселения. Передача полномочий на верхний уровень убивает эти перспективы, потому что в случае укрупнения все самые интересные проекты будут оставаться в центре муниципальных округов», – отмечает Павел Заболотских.

По его словам, после 2014 года, когда большую часть полномочий в сфере здравоохранения передали с муниципального на республиканский уровень, количество районных роддомов сократилось с 25 до 16.

«Дальнейшее сокращение полномочий на местах неизбежно скажется на качестве жизни в удаленных селах. Итогом этой реформы станет отток населения из деревень в районные центры – туда, где могут быть реализованы основные потребности людей», – прогнозирует политолог.

Доказывать целесообразность реформы на уровне цифр и трезвых расчетов власти не намерены. Резиденция готова лишь повторять дежурные фразы про экономию на выборах, игнорируя остальные финансовые и политические последствия.

Впрочем, наверху никто и не собирается считаться с потерями – впереди у Бречалова второй губернаторский срок, переизбрание на который требует усиления полномочий.

Законодательно оформить упразднение трёхсот муниципалитетов предстоит Госсовету Удмуртии. Работа по ликвидации местного самоуправления может начаться уже в ближайшие недели, как только парламент вернется с летних каникул.
 
Сверху
Яндекс.Метрика